gyrus_frontalis: (цилиндр автопортрет)
[personal profile] gyrus_frontalis
IMG_4520_.jpg

Эмоционально окрашенные факты запоминаются лучше нейтральных, учит нас психология.
Сегодня у нас будет много эмоционально окрашенных фактов.

Появлению поста предшествовали довольно глубокие раскопки в интернете. До раскопок на местности, слава Богу, не дошло...



В прошлой части мы посмотрели на некрополь Донского монастыря в общих чертах, выяснили что там похоронены очень многие известные люди. Многие из них снискали славу со знаком "плюс"- отец русской авиации Жуковский, скульптор Мартос, архитектор Шервуд...
Хороших людей немало.

Но иногда, очень редко, на свет появляются люди, которые находят себе славу с неподъёмным, свинцово-тяжелым знаком "минус". Таких боятся и помнят столетиями. Страх доходит до архетипа, может даже до генетической памяти.

Одна такая "личность-минус" оставила о себе очень эмоционально окрашенные воспоминания.
Они отразились и на страницах судебного приговора, и в художественной литературе, а позже и в фильмах, публикациях в печати и интернете, слухах, пересудах и феноменах бытового магизма...

Собственно, из-за художественного произведения я и вспомнил о конкретном месте упокоения этой женщины.
Речь пойдёт о книге г-на Акунина/Чхартишвили "Кладбищенские истории" и жестокой помещице Дарье Салтыковой, в народной памяти более известной как Салтычиха.
Что нам известно из книги ?
Вот что:
«Что же до Салтычихи, то на ее надгробии время не сохранило ни единого слова и ни единой буквы. Она существовала на самом деле, московская помещица Дарья Николаевна Салтыкова, замучившая до смерти сто крепостных, — вот единственное, что подтверждала могила. Но чудовища не поддаются дефиниции, устройство их души темно и загадочно, и самый уместный памятник монстру — фигура умолчания в виде голого серого обелиска, напоминающего силуэтом загнанный в землю осиновый кол.

В пяти шагах от места упокоения русской современницы маркиза де Сада из земли произрастает диковинное каменное дерево в виде сучковатого креста — масонский знак в память поручика Баскакова, умершего в 1794 году. Никакой дополнительной информации, жаль».
Акунин Борис, Чхартишвили Григорий Шалвович: «Кладбищенские истории».


Весьма эмоционально! Даже с подробностями и некоторыми ориентирами. В книге есть даже фото.
Пойдёмте посмотрим на "серый обелиск" in situ, узнаем, насколько документальны первые страницы книги .

IMG_4521_.jpg


Кладбище Донского монастыря, хоть и не гигантское, но весьма "плотное", поэтому на пути нас будут подстерегать "ложные ответвления сюжета".
Вот например, памятник знатной даме, Наталье Салтыковой.

IMG_4522_.jpg


Но это ловушка для совсем неподготовленных исследователей. Мы же твёрдо знаем, что та самая была Салтыкова Дарья Николаевна.
Идём дальше.

IMG_4523_.jpg


О! Серый обелиск с двумя гвоздиками и лампадкой.
Маркером(?!) чётко выведено "Салтыкова (Салтычиха)" и ниже "Уби..."
Как-то всё зыбко выглядит. Имя страшной душегубицы на памятнике не высечено, а написано маркером ? Странно это.

IMG_4524_.jpg

Рядом действительно есть могила секунд- майора (не поручика) Баскакова, скончавшегося в 1794 году. Так там и написано.
Хм...

IMG_4525_.jpg

Теперь вспомним, что мы "накопали" из других источников.
Вот репринт статьи о Салтычихе из журнала 1874 года:

image002.gif

image002 (1).gif

Для любителей подробностей полный текст, с описаниями, кого, когда и как:

Начинают вскрываться интересные подробности. Выяснилось, что через семьдесят четыре года после смерти осужденной Дарьи Николаевны Салтыковой в списке "истязанных и умерщвлённых" было семьдесят пять человек.
Доказана вина Салтыковой в убийстве тридцати восьми, оставлено подозрение в убийстве двадцати шести человек, по одному эпизоду даже оправдана.
Цифры всё равно страшные, но справедливости ради, это не сто и не сто тридцать девять замученных, наваленных на Салтычиху охочими до крови потомками.

Что ещё знаем ?
Салтыкова- дворянка, со всеми полагающимися регалиями. Какой там у Салтыковых герб?
Такой:

IMG_4528_.jpg

Богатый герб, с единорогами, "строусовыми перьями", короной, орлом, у орла- "выходящая справа рука с мечом"...
Ещё известно, что у Салтыковых был свой участок на Донском кладбище.
А ещё- лишение права именоваться родом отца или мужа, а также указывать своё дворянское происхождение было пожизненным. А значит смерть "списывала" весь приговор светского суда.
Есть неплохой шанс опознать памятник по гербу. Воспользуемся им.


Дальше всё несложно: пришёл, увидел храктерного "орла с рукой", начал вчитываться.

IMG_4527_.jpg


Вот два памятника рядом. На верхней плоскости нет никаких читаемых надписей...

IMG_4526_.jpg

IMG_4529_.jpg


... а на боковых- есть!

IMG_4530_.jpg

Крупное фото.

Привожу текст в современной орфографии:
"Дарья Николаевна Салтыкова, скончалась 1800 года ноября 27 дня, от роду 70 лет".

Вот вам и "фигура умолчания", "голый серый обелиск, напоминающий силуэтом загнанный в землю осиновый кол"...



Вариант с усиленной контрастностью, приглушенными цветами и немного поправленными перспективными искажениями:

IMG_4531_.jpg

Крупное фото


Рядом- очень похожее надгробие сына Салтыковой, Фёдора Глебовича Салтыкова (1750-1801).

IMG_4532_.jpg


Дарья Николаевна и Фёдор Глебович:

IMG_4533_.jpg


Если допустить немного сентиментальности, то надгробие сына как бы прильнуло к матери в надежде получить опору и после смерти.

IMG_4534_.jpg


А теперь отставим все волнительные эмоции.
Что мы имеем в сухом остатке?

А имеем мы следующее:
-Могила Дарьи Николаевны Салтыковой различима на местности, ясно обозначена и легко обнаруживается подготовленным человеком.

-Народная память долго хранит воспоминания о людях, вызвавших сильный эмоциональный всплеск. При этом реальный образ исторической личности сильно деформируется, яркие черты гипертрофируются, искажается описание событий происходивших с ней.

-Впечатлительные и психически неустойчивые люди в условиях недостатка фактического материала произвольно "додумывают" недостающие сведения. Здесь показателен описанный случай с "назначением" анонимной могилы могилой Салтычихи.

-Современные беллетристы не всегда проверяют сомнительные факты и часто идут на поводу у людской молвы. При этом истина оказывается скрыта не так глубоко, как кажется.
В свою очередь, художественная литература, особенно талантливо и эмоционально написанная, индуцирует новых неустойчивых людей, что приводит к формированию "порочного круга" и умножению числа неверных сведений, домыслов и диких суеверий.


На этом я позволю себе закончить микроисследование о литературе, истории, эмоциях, фактах и их причудливых взаимодействиях.


P.S. На заглавном фото приведена вольная фантазия на тему: "что могла видеть Дарья Салтыкова из окошка камеры".
Замечу, что мне известно, что Салтычиха содержалась в Иоанно-Предтеченском монастыре, а на фото- Донской монастырь. Повторюсь- это лишь вольная фантазия; эмоция, а не факт.


From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

gyrus_frontalis: (Default)
gyrus_frontalis

March 2017

S M T W T F S
   1234
56 789 1011
12131415161718
192021 22232425
26272829 3031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 06:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios