gyrus_frontalis: (цилиндр автопортрет)
[personal profile] gyrus_frontalis
IMG_4520_.jpg

Эмоционально окрашенные факты запоминаются лучше нейтральных, учит нас психология.
Сегодня у нас будет много эмоционально окрашенных фактов.

Появлению поста предшествовали довольно глубокие раскопки в интернете. До раскопок на местности, слава Богу, не дошло...



В прошлой части мы посмотрели на некрополь Донского монастыря в общих чертах, выяснили что там похоронены очень многие известные люди. Многие из них снискали славу со знаком "плюс"- отец русской авиации Жуковский, скульптор Мартос, архитектор Шервуд...
Хороших людей немало.

Но иногда, очень редко, на свет появляются люди, которые находят себе славу с неподъёмным, свинцово-тяжелым знаком "минус". Таких боятся и помнят столетиями. Страх доходит до архетипа, может даже до генетической памяти.

Одна такая "личность-минус" оставила о себе очень эмоционально окрашенные воспоминания.
Они отразились и на страницах судебного приговора, и в художественной литературе, а позже и в фильмах, публикациях в печати и интернете, слухах, пересудах и феноменах бытового магизма...

Собственно, из-за художественного произведения я и вспомнил о конкретном месте упокоения этой женщины.
Речь пойдёт о книге г-на Акунина/Чхартишвили "Кладбищенские истории" и жестокой помещице Дарье Салтыковой, в народной памяти более известной как Салтычиха.
Что нам известно из книги ?
Вот что:
«Что же до Салтычихи, то на ее надгробии время не сохранило ни единого слова и ни единой буквы. Она существовала на самом деле, московская помещица Дарья Николаевна Салтыкова, замучившая до смерти сто крепостных, — вот единственное, что подтверждала могила. Но чудовища не поддаются дефиниции, устройство их души темно и загадочно, и самый уместный памятник монстру — фигура умолчания в виде голого серого обелиска, напоминающего силуэтом загнанный в землю осиновый кол.

В пяти шагах от места упокоения русской современницы маркиза де Сада из земли произрастает диковинное каменное дерево в виде сучковатого креста — масонский знак в память поручика Баскакова, умершего в 1794 году. Никакой дополнительной информации, жаль».
Акунин Борис, Чхартишвили Григорий Шалвович: «Кладбищенские истории».


Весьма эмоционально! Даже с подробностями и некоторыми ориентирами. В книге есть даже фото.
Пойдёмте посмотрим на "серый обелиск" in situ, узнаем, насколько документальны первые страницы книги .

IMG_4521_.jpg


Кладбище Донского монастыря, хоть и не гигантское, но весьма "плотное", поэтому на пути нас будут подстерегать "ложные ответвления сюжета".
Вот например, памятник знатной даме, Наталье Салтыковой.

IMG_4522_.jpg


Но это ловушка для совсем неподготовленных исследователей. Мы же твёрдо знаем, что та самая была Салтыкова Дарья Николаевна.
Идём дальше.

IMG_4523_.jpg


О! Серый обелиск с двумя гвоздиками и лампадкой.
Маркером(?!) чётко выведено "Салтыкова (Салтычиха)" и ниже "Уби..."
Как-то всё зыбко выглядит. Имя страшной душегубицы на памятнике не высечено, а написано маркером ? Странно это.

IMG_4524_.jpg

Рядом действительно есть могила секунд- майора (не поручика) Баскакова, скончавшегося в 1794 году. Так там и написано.
Хм...

IMG_4525_.jpg

Теперь вспомним, что мы "накопали" из других источников.
Вот репринт статьи о Салтычихе из журнала 1874 года:

image002.gif

image002 (1).gif

Для любителей подробностей полный текст, с описаниями, кого, когда и как:

Начинают вскрываться интересные подробности. Выяснилось, что через семьдесят четыре года после смерти осужденной Дарьи Николаевны Салтыковой в списке "истязанных и умерщвлённых" было семьдесят пять человек.
Доказана вина Салтыковой в убийстве тридцати восьми, оставлено подозрение в убийстве двадцати шести человек, по одному эпизоду даже оправдана.
Цифры всё равно страшные, но справедливости ради, это не сто и не сто тридцать девять замученных, наваленных на Салтычиху охочими до крови потомками.

Что ещё знаем ?
Салтыкова- дворянка, со всеми полагающимися регалиями. Какой там у Салтыковых герб?
Такой:

IMG_4528_.jpg

Богатый герб, с единорогами, "строусовыми перьями", короной, орлом, у орла- "выходящая справа рука с мечом"...
Ещё известно, что у Салтыковых был свой участок на Донском кладбище.
А ещё- лишение права именоваться родом отца или мужа, а также указывать своё дворянское происхождение было пожизненным. А значит смерть "списывала" весь приговор светского суда.
Есть неплохой шанс опознать памятник по гербу. Воспользуемся им.


Дальше всё несложно: пришёл, увидел храктерного "орла с рукой", начал вчитываться.

IMG_4527_.jpg


Вот два памятника рядом. На верхней плоскости нет никаких читаемых надписей...

IMG_4526_.jpg

IMG_4529_.jpg


... а на боковых- есть!

IMG_4530_.jpg

Крупное фото.

Привожу текст в современной орфографии:
"Дарья Николаевна Салтыкова, скончалась 1800 года ноября 27 дня, от роду 70 лет".

Вот вам и "фигура умолчания", "голый серый обелиск, напоминающий силуэтом загнанный в землю осиновый кол"...



Вариант с усиленной контрастностью, приглушенными цветами и немного поправленными перспективными искажениями:

IMG_4531_.jpg

Крупное фото


Рядом- очень похожее надгробие сына Салтыковой, Фёдора Глебовича Салтыкова (1750-1801).

IMG_4532_.jpg


Дарья Николаевна и Фёдор Глебович:

IMG_4533_.jpg


Если допустить немного сентиментальности, то надгробие сына как бы прильнуло к матери в надежде получить опору и после смерти.

IMG_4534_.jpg


А теперь отставим все волнительные эмоции.
Что мы имеем в сухом остатке?

А имеем мы следующее:
-Могила Дарьи Николаевны Салтыковой различима на местности, ясно обозначена и легко обнаруживается подготовленным человеком.

-Народная память долго хранит воспоминания о людях, вызвавших сильный эмоциональный всплеск. При этом реальный образ исторической личности сильно деформируется, яркие черты гипертрофируются, искажается описание событий происходивших с ней.

-Впечатлительные и психически неустойчивые люди в условиях недостатка фактического материала произвольно "додумывают" недостающие сведения. Здесь показателен описанный случай с "назначением" анонимной могилы могилой Салтычихи.

-Современные беллетристы не всегда проверяют сомнительные факты и часто идут на поводу у людской молвы. При этом истина оказывается скрыта не так глубоко, как кажется.
В свою очередь, художественная литература, особенно талантливо и эмоционально написанная, индуцирует новых неустойчивых людей, что приводит к формированию "порочного круга" и умножению числа неверных сведений, домыслов и диких суеверий.


На этом я позволю себе закончить микроисследование о литературе, истории, эмоциях, фактах и их причудливых взаимодействиях.


P.S. На заглавном фото приведена вольная фантазия на тему: "что могла видеть Дарья Салтыкова из окошка камеры".
Замечу, что мне известно, что Салтычиха содержалась в Иоанно-Предтеченском монастыре, а на фото- Донской монастырь. Повторюсь- это лишь вольная фантазия; эмоция, а не факт.


Profile

gyrus_frontalis: (Default)
gyrus_frontalis

March 2017

S M T W T F S
   1234
56 789 1011
12131415161718
192021 22232425
26272829 3031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 12:10 am
Powered by Dreamwidth Studios